статистические критерии и прочие чудесные вещи

Изображение Логика соотношений. Теории и закономерности.

статистические критерии и прочие чудесные вещи

Сообщение elf » Пн июн 02, 2008 11:26 pm

Товарищи учёные, доценты с кандидатами!!! И те, кто хоть что-то понимает в методах мат. обработки данных. Умоляю, помогите!!!! :cry:
А проблема моя в следующем. На самом деле она в том, что сами методы мат статистики мне преподавал человек, ничего толком в них не понимающий, а научный руководитель - тождица моя только всё путает до невозможности, и очень сердится, когда понимает, что напутала :crazy: :%) . Ну, вы, понимаете, в чём дело тут..

Но задачу я решаю сейчас такую: проводила я социометрическое исследование в классе из 23х человек по 3м методикам. В одной дети "приглашали" одноклассников на Д/р в несколько этапов. На первом они могли выбрать только одного человека. Это 1я очередь. На втором - уже троих. Это 2я. На 3м, 4м и 5м этапах по 5 человек. Так же они ставили прочерки тем, кого они точно приглашать не хотят. И того 6 рангов.

По другой они отдавали свои предпочтения без ограничения числа выборов по 8ми рангам (цветорисуночный тест).
По третьей "заселяли" многоквартирный дом одноклассниками - по принципу: поближе - подальше, вообще забыли поселить. Тут можно сделать от 3х до 8ми рангов.

Мне нужно выяснить
1. с помощью какого критерия лучше посчитать корреляцию всех этих рангов. И как это грамотно сделать.
2. как объективно замерить статус ребёнка в классе по результатам первой методики? Ведь каждая очередь имеет разный "вес". т.е. просто посчитать количество выборов можно, но это не будет отражать настоящую картину. А значит нужно вводить какой-то коеффициент? Это уже не столько для курсовой, сколько для себя лично.

Для курсовой я измеряю только 2 показателя: статус и эмоциональную экспансивность (общительность) каждого. А для учителя и родителей всё остальное буду высчитывать после сессии в спокойном режиме.
Вот : :sorry:
Аватара пользователя
elf

 
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Сб апр 26, 2008 10:49 pm
Откуда: Москва
Тип: ИЭЭ/ЛВЭФ
Пол: lady
Срок эксплуатации: 35

Re: статистические критерии и прочие чудесные вещи

Сообщение Akvinat » Вт июн 03, 2008 5:12 pm

elf, по второму вопросу - насколько я могу судить, готовых рекомендаций нет, коэффициент будет произвольным. Ну разве что кто-нибудь уже проводил раньше подобные исследования и существует общепринятый (хоть и выбранный когда-то произвольно) коэффициент.
Аватара пользователя
Akvinat
Site Admin
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 12:00 am
Тип: Chordata
Пол: gentleman
Срок эксплуатации: 0

Re: статистические критерии и прочие чудесные вещи

Сообщение taighost » Вт июн 03, 2008 5:20 pm

Уфф..я только матстатистику изучала и то давненько. Мне кажется, что здесь определённо должны быть какие-то свои методы.
Может что-то по этому запросу в гугле найдётся :Search:
taighost

 
Сообщения: 1506
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 12:50 pm
Срок эксплуатации: 0

Re: статистические критерии и прочие чудесные вещи

Сообщение elf » Вт июн 03, 2008 9:59 pm

Akvinat спасибо, я поищу, может что и найдётся. Но чую я, придётся мне самой эти коэффициенты придумывать :shock: . Наверное я сейчас просто выборы посчитаю, а летом в деревне уже займусь околонаучным творчеством :D .

taighost И тебе спасибо. Конкретно по запросу не нашла пока, но зато понадёргала хороших статей для теоретической части, которые мне раньше не попадались.
Критерии все одни и те же, Стьюдена, коеффициент ранговой корреляции Спирмена, угловое преобразование Фишера... :%)

А вообще, очень интересное исследование получилось, его бы спокойно обработать, что бы без спешки и со вкусом... :roll:

(исправляла ошибки)
Аватара пользователя
elf

 
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Сб апр 26, 2008 10:49 pm
Откуда: Москва
Тип: ИЭЭ/ЛВЭФ
Пол: lady
Срок эксплуатации: 35

Re: статистические критерии и прочие чудесные вещи

Сообщение taighost » Вт июн 03, 2008 11:00 pm

я даже не думала что такие исследования проводятся)
а это в качестве какой-то научной деятельности или результаты потом как-то применяются?
taighost

 
Сообщения: 1506
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 12:50 pm
Срок эксплуатации: 0

Re: статистические критерии и прочие чудесные вещи

Сообщение san » Ср июн 04, 2008 9:25 am

elf писал(а):...проводила я социометрическое исследование в классе из 23х человек по 3м методикам. В одной дети "приглашали" одноклассников на Д/р в несколько этапов. На первом они могли выбрать только одного человека. Это 1я очередь. На втором - уже троих. Это 2я. На 3м, 4м и 5м этапах по 5 человек. Так же они ставили прочерки тем, кого они точно приглашать не хотят. И того 6 рангов.

По другой они отдавали свои предпочтения без ограничения числа выборов по 8ми рангам (цветорисуночный тест).
По третьей "заселяли" многоквартирный дом одноклассниками - по принципу: поближе - подальше, вообще забыли поселить. Тут можно сделать от 3х до 8ми рангов.

Мне нужно выяснить
1. с помощью какого критерия лучше посчитать корреляцию всех этих рангов. И как это грамотно сделать.
2. как объективно замерить статус ребёнка в классе по результатам первой методики? Ведь каждая очередь имеет разный "вес". т.е. просто посчитать количество выборов можно, но это не будет отражать настоящую картину. А значит нужно вводить какой-то коеффициент? Это уже не столько для курсовой, сколько для себя лично.

Для курсовой я измеряю только 2 показателя: статус и эмоциональную экспансивность (общительность) каждого. А для учителя и родителей всё остальное буду высчитывать после сессии в спокойном режиме.
Вот : :sorry:


Мне кажется одной статистикой тут не обойтись. Поскольку требуется определить статус каждого ученика, нужно некоторое сочетание статистики с теорией голосований. Теория голосований может подсказать, как лучше вычислить числовой балл каждого ученика (таких способов много), а статистика может оценить корреляции этих баллов.

Таким образом, мы переводим категорную статистику (распределение учеников по группам предпочтений) в числовую статистику (баллы учеников) на стадии подсчёта голосов.

Самый простой способ подсчёта баллов соответствует тому, что называется в теории голосований "Borda count" http://en.wikipedia.org/wiki/Borda_count. Каждой очерёдности присваивается балл. Например, если ученик выбран в первую очередь, этот ученик получает 3 очка, если во вторую -- 2 очка, если в третью -- 1 очко. Далее, очки суммируются для каждого ученика по всем одноклассникам, т.е. подсчитывается сумма из 22 членов. (Например, если Васю все его одноклассники пригласили на день рождения в первую очередь, он получает 3 * 22 = 66 очков, что и даёт его балл по первой методике.) И так -- для каждого ученика и для каждой из трёх методик. Получаем для каждого ученика 3 балла (по одному для каждой методики).

Далее, считаем попарные корреляции баллов. Для этого можно воспользоваться программой Excel, точнее функцией PEARSON(array1, array2) http://support.microsoft.com/kb/828129 Коэффициент корреляции не принимает вес во внимание, за счёт деления на дисперсии. Формула и объяснение коэффициента корреляции Пирсона есть тут: http://en.wikipedia.org/wiki/Pearson_product-moment_correlation_coefficient
san

 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Ср июн 04, 2008 9:13 am

Re: статистические критерии и прочие чудесные вещи

Сообщение san » Ср июн 04, 2008 11:19 am

Само распределение по группам предпочтений (в отличие от баллов) является категорной статистикой и для его анализа больше подходят "Goodman and Kruskal's gamma" или "Kendall's tau"
http://www2.chass.ncsu.edu/garson/pa765/assocordinal.htm
http://www.statsoft.ru/home/portal/glossary/glossarytwo/K%5CKendallTau.htm
а не коэффициенты корреляции Пирсона.

Для Вашего эксперимента (n=23) уже можно считать, что гамма нормально распределена. Поэтому можно определить уровень значимости зависимости, воспользовавшись таблицей значений z.

Кроме того, с помощью статистики "Fleiss kappa" http://en.wikipedia.org/wiki/Fleiss%27_kappa можно оценить степень совпадения предпочтений учеников в рамках каждой из методик.
san

 
Сообщения: 4
Зарегистрирован: Ср июн 04, 2008 9:13 am

Re: статистические критерии и прочие чудесные вещи

Сообщение elf » Ср июн 04, 2008 11:58 pm

taighost писал(а):я даже не думала что такие исследования проводятся)
а это в качестве какой-то научной деятельности или результаты потом как-то применяются?


Конечно проводятся! И с теоретической и с практической целью. Я преследую обе, во-первых, это тема курсовой, которую я сейчас пишу, а во-вторых, полученные данные я предоставляю учителю и школьному психологу. А у них уже могут получить сведения о своём ребёнке родители, если пожелают. Такая диагностика полезна в первую очередь для отслеживания психологического климата в классе, выявления так называемых "отверженных" детей (не получивших ни одного выбора), что бы найти причины такого положения, помочь им установить комфортные отношения в коллективе.

К моей радости в этом классе таких детей нет совсем, общий фон очень доброжелательный и ровный. Что, на мой взгляд, в значительной мере заслуга учительницы. Тоже моя тождица, но очень упорядоченная и, я бы сказала, конгруэнтная. У неё эмпатия сочетается с умением поддерживать дисциплину. В классе работать было одно удовольствие, дети открытые, контактные, очень низкий процент социально желательных ответов, т.е. очень здоровая обстановка. Конечно, у них есть проблемы, но у каждого свои личные, семейные (у кого есть).

На данный момент я хочу выявить связи между статусом каждого ребёнка и его эмоциональной экспансивностью (общительностью), тревожностью и самооценкой. Ну, и надеюсь, что эта диагностика будет полезной.
Аватара пользователя
elf

 
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Сб апр 26, 2008 10:49 pm
Откуда: Москва
Тип: ИЭЭ/ЛВЭФ
Пол: lady
Срок эксплуатации: 35

Re: статистические критерии и прочие чудесные вещи

Сообщение elf » Чт июн 05, 2008 12:14 am

san :Yahoo!: :Yahoo!: :Yahoo!: :Rose: спасибо!!!!!! буду разбираться! к сожалению, по ссылкам не всё удалось перевести на русский, но основная идя мне понятна (я очень надеюсь, что понятна :D ).
Аватара пользователя
elf

 
Сообщения: 123
Зарегистрирован: Сб апр 26, 2008 10:49 pm
Откуда: Москва
Тип: ИЭЭ/ЛВЭФ
Пол: lady
Срок эксплуатации: 35


Вернуться в Белологичности

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron