Статья о преподавании литературы в школе

Обсуждение литературы, музыки, живописи, искусства, фотографии, личное творчество.
Изба-читальня
No one here gets out alive - оптимистичные беседы о музыке.

Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Terrin » Ср июн 18, 2008 2:30 am

Пару месяцев назад у меня в ЖЖ была дискуссия по поводу отмены обязательного экзамена по литературе.
А теперь эта тема снова стала популярной всвязи с появлением результатов ЕГЭ по литературе. Я почитала статью Сумерки всеобуча, мне она показалась интересной. Такой взгляд на вопрос в предыдущей дискуссии отстутствовал.
"Старые мосты могут еще пригодиться. Лучше сжечь старые грабли."
Аватара пользователя
Terrin

 
Сообщения: 6297
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 12:21 am
Откуда: Москва - Chicago
Тип: Штирлиц; ФВЭЛ
Пол: lady
Срок эксплуатации: 33

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение burger » Ср июн 18, 2008 8:33 am

Как то мутно в статье сформулирована мысль автора. Настолько, что возникает вопрос, а есть ли она? Больше напоминает то самое брюзжание, которое так автору претит.

По сути, мне всегда казалось, что классика, которую изучали и изучают дети в школе, для них остается непонятной. По себе сужу, по отзывам детей и учителей со стажем. Программа ориентирована на усвоение содержания. В ней нет времени разговору о жизни. Как почти нет времени современной литературе. Почему бы не проходить с детьми "Малыш и Карлсон"? Что там не о чем поговорить с этической точки зрения? Да побольше, чем в "Войне и мире". Если кто её читал. Я только сейчас узнал, что та четыре тома. Кому она нужна, кроме отдельных интересующихся людей? Если это - изучение истории, то и так историй разных в школе существенно больше, чем математики. Причем даже в физмат школе.

Второй вопрос, с чего начинается статья - о результатах ЕГЭ - говорит о непрофессионализме автора. Преподаватели утверждают, что для написания любого ЕГЭ надо готовиться именно к ЕГЭ, а не к литературе, математике и т.п. Уж очень специфическая форма проверки знаний. Скажем, по физике в физмат школе в переводном 10 классе получили тройки практически все. Не зависимо от успеваемости в учебном году. Вывод - ЕГЭ не проверяет истинные знания по физике. ЕГЭ проверяет умение выбирать и угадывать.

Кстати, ЕГЭ, наверное, проще решать интуитам. Для логиков я предлагал решать задачи, не обращая внимания на предложенные ответы. Тем более, что, совершенно иезуитски, наиболее правдоподобно выглядящий ответ всегда неверен. Я понимаю, что расчитано для идиотов, которые посещают уроки по большим праздникам.
burger

 
Сообщения: 1404
Зарегистрирован: Вт апр 22, 2008 12:45 pm

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Terrin » Ср июн 18, 2008 8:49 am

burger писал(а):Как то мутно в статье сформулирована мысль автора. Настолько, что возникает вопрос, а есть ли она?

:ROFL:
Я ссылку на эту статью увидела во френдленте. Причем человек, ее разместивший, написал буквально так:
Довольно долго отмалчивался по поводу результатовъ ЕГЭ. Статья въ «Русскомъ журналѣ» здѣсь. Забавные комментарiи — люди, даже конспектируя, удосуживаются прямо и просто выраженную мысль не понять.
"Старые мосты могут еще пригодиться. Лучше сжечь старые грабли."
Аватара пользователя
Terrin

 
Сообщения: 6297
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 12:21 am
Откуда: Москва - Chicago
Тип: Штирлиц; ФВЭЛ
Пол: lady
Срок эксплуатации: 33

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Terrin » Ср июн 18, 2008 8:53 am

burger писал(а):Второй вопрос, с чего начинается статья - о результатах ЕГЭ - говорит о непрофессионализме автора.

Смешно, но все равно задевает такая невнимательность :x .
Нет, Бюргер, это говорит о том, что автор статьи пишет о результатах ЕГЭ. Согласитесь, трудно писать о результатах ЕГЭ, не упоминая результаты ЕГЭ. :D
"Старые мосты могут еще пригодиться. Лучше сжечь старые грабли."
Аватара пользователя
Terrin

 
Сообщения: 6297
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 12:21 am
Откуда: Москва - Chicago
Тип: Штирлиц; ФВЭЛ
Пол: lady
Срок эксплуатации: 33

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Maрихуана » Ср июн 18, 2008 9:28 am

Можно, я не буду читать ссылки? :oops: Спасибо :)
Я полностью согласна с Бюргером по поводу классики в школе. Основная задача - знать о чем речь и уметь отвечать на вопросы учителя. Я в старших классах так насобачилась, что умудрялась правильно отвечать, практически не читая произведения. А уж если бы тогда в моём распоряжении был интернет с его краткими пересказами... :roll: Хотя, если подумать - это мощный навык, который здорово пригождается мне по жизни :D
Хуже другое - школа привила мне стойкое отвращение к русской классике :( На ура прошли только Пушкин и Толстой ("Войну и мир" читала 3 раза :crazy: )
Остальных авторов из школьной программы если и открывала потом, то до конца редко дочитывала. Это уже на подкорке. Зато зарубежная классика отлично читается, хорошо, что ее в школе не преподают!

По поводу экзаменов. Не знаю, что там за ЕГЭ такой, но к нашим обычным экзаменам мы готовились именно как к экзаменам, с целью сдать, а не показать знания. У нас полгода никаких уроков не было, только переписывание ответов на вопросы под диктовку учителя. На мой вкус, полный идиотизм :o
Вчера в телевизоре какой-то мужик, ругавший ЕГЭ, сказал, что они там придумали новую фишку - портфолио. Типа, пока учишься, делаешь всякие работы, сдаешь экзамены, а потом их собираешь и с этим талмудом идешь в институт поступать. Вроде как светлая идея, только бедные ВУЗы...
Maрихуана

 
Сообщения: 4130
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 11:00 am

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Terrin » Ср июн 18, 2008 9:35 am

Maрихуана писал(а):Можно, я не буду читать ссылки? :oops: Спасибо :)

Каждый сам себе злобный Буратино, не хочешь - не читай. Вообще-то, в статье высказываются похожие мысли :friends: . Но не только они, идея статьи более оригинальна, чем уже многократно озвученная (мной в том числе) позиция "преподавание литературы в школе всегда оставляло желать лучшего". Предлагаю не повторять тривиальные аргументы - это скучно.
"Старые мосты могут еще пригодиться. Лучше сжечь старые грабли."
Аватара пользователя
Terrin

 
Сообщения: 6297
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 12:21 am
Откуда: Москва - Chicago
Тип: Штирлиц; ФВЭЛ
Пол: lady
Срок эксплуатации: 33

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение burger » Ср июн 18, 2008 10:05 am

Terrin писал(а):
burger писал(а):Второй вопрос, с чего начинается статья - о результатах ЕГЭ - говорит о непрофессионализме автора.

Смешно, но все равно задевает такая невнимательность :x .
Нет, Бюргер, это говорит о том, что автор статьи пишет о результатах ЕГЭ. Согласитесь, трудно писать о результатах ЕГЭ, не упоминая результаты ЕГЭ. :D
Не очень понял, что тут смешного, и что я, собственно, не заметил? О непрофессионализме автора говорит не то, что он упоминает о результатах ЕГЭ. А то, какие выводы он из этих результатов делает.
burger

 
Сообщения: 1404
Зарегистрирован: Вт апр 22, 2008 12:45 pm

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение burger » Ср июн 18, 2008 10:07 am

Terrin писал(а):
burger писал(а):Как то мутно в статье сформулирована мысль автора. Настолько, что возникает вопрос, а есть ли она?

:ROFL:
Я ссылку на эту статью увидела во френдленте. Причем человек, ее раместивший, написал буквально так:
Довольно долго отмалчивался по поводу результатовъ ЕГЭ. Статья въ «Русскомъ журналѣ» здѣсь. Забавные комментарiи — люди, даже конспектируя, удосуживаются прямо и просто выраженную мысль не понять.
Это, наверное, вопрос отдельного размышления. Но прямо и просто выразить мысль можно столь витиеватым способом, что мысль превратится в свою противоположность. Тоже своего рода талант. :)
burger

 
Сообщения: 1404
Зарегистрирован: Вт апр 22, 2008 12:45 pm

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Terrin » Ср июн 18, 2008 10:21 am

burger писал(а):
Terrin писал(а):
burger писал(а):Второй вопрос, с чего начинается статья - о результатах ЕГЭ - говорит о непрофессионализме автора.

Смешно, но все равно задевает такая невнимательность :x .
Нет, Бюргер, это говорит о том, что автор статьи пишет о результатах ЕГЭ. Согласитесь, трудно писать о результатах ЕГЭ, не упоминая результаты ЕГЭ. :D
Не очень понял, что тут смешного, и что я, собственно, не заметил? О непрофессионализме автора говорит не то, что он упоминает о результатах ЕГЭ. А то, какие выводы он из этих результатов делает.

Да ну? Может, все дело именно в том, что ты не понял, какие выводы он делает? Собственно, ты об этом сказал сразу - что мысль не уловил. Это было весьма честно. Хотя позиция "мысль автора я не уловил, но думаю, она глупая" чести не делает.
Предлагаю либо читать повнимательнее и думать поэнергичнее, либо не высказывать таких оценок. Мне за автора статьи обидно. Это противно, когда вместо того, чтоб потрудиться понять, что, почему и зачем человек написал, его текст используют как повод высказать свои собственные мысли и посамоутверждаться. Причем были б хоть мысли оригинальные...
"Старые мосты могут еще пригодиться. Лучше сжечь старые грабли."
Аватара пользователя
Terrin

 
Сообщения: 6297
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 12:21 am
Откуда: Москва - Chicago
Тип: Штирлиц; ФВЭЛ
Пол: lady
Срок эксплуатации: 33

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Maрихуана » Ср июн 18, 2008 10:36 am

Terrin писал(а):Предлагаю не повторять тривиальные аргументы - это скучно.
Кому? :roll:
Maрихуана

 
Сообщения: 4130
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 11:00 am

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение burger » Ср июн 18, 2008 10:47 am

Честно говоря, подумал, может быть я действительно разучился читать? И перечитал выложенную статью еще раз. С бумагой и карандашом. Чего же я в статье не заметил?

1) мысль о том, что язык связан с патриотизмом не нравится автору. Неплохо было бы ему задуматься о том, почему в отделившихся республиках СССР одним из первых декретов было провозглашение родного языка государственным и гонения на язык русский? По недомыслию?
2) Анализ результатов ЕГЭ приводит автора к мысли, что 25% двоек по литературе мало. На самом деле нечитающих больше. Я не преподавал литературы. Но я знаю и могу экспертно сравнивать текущую успеваемость и результаты по ЕГЭ по техническим предметам. И могу утверждать, что ЕГЭ не отражает знаний, а главное умений испытуемых. Идет глобальное усреднение. Большинство получает оценку три. Вполне недостаточную для поступления в ВУЗ. И вполне достаточную для поступления в вооруженные силы. Умения глубоко мыслить, вообще говоря, для сдачи ЕГЭ не требуется. Возможность списать существенно больше.
3) Автор не верит, что предыдущее поколение хорошо знало русскую литературу. Видимо, чтобы сделать вывод о том, "а судьи кто"? Я уже говорил, что преподавание классики считаю не самым оптимальным. Но нам её преподавали. И, не смотря на то, что оставило это преподавание разные осадки, мы более-менее знаем о своей литературной истории.
4) Мысль о том, что для защиты родины вполне достаточно быть безграмотным патриотом, меня честно говоря шокировала. А еще были штрафные батальоны...
5) Очень серьезный выпад делает автор в сторону общего образования. Он считает, что школа не обязана быть однородной. Другими словами, нечего учить всех хорошо. Достаточно обучить грамотности и к станку. Уже на этом этапе мне стала мерещится заказанность этой статьи.
6) Автор обвиняет противников ЕГЭ в тоске по культурной атмосфере СССР. Считает, что в той атмосфере настоящая культура задыхалась. После этого пассажа я отложил в сторону карандаш. Мне трудно читать злобствующих филологов. По моему скромному мнению уровень культуры в СССР был очень высок. Отсутствие авангардистских культурных срезов в СССР не являляется, с моей колокольни, достаточным основанием для вывода о сравнительно более высокой развитости культуры в сегодняшней России.

И уж, конечно, если остатки культуры в школах еще преподают, то делают это старые советские еще кадры. По советским еще методическим программам. Никакая молодежь не идет учить детей за совсем небольшие деньги, предлагаемые государством. А уж если идет, то с таким опломбом и озлобленностью за неудачно сложившуюся жизнь, что бедные дети... И автор рассматриваемой статьи подводит теоретическую базу под эту практику. Зачем тратить деньги, если русское для русских совершенно не обязательно? В конце концов, действительно, какая разница, кто будет работать на стройке - русский или узбек? Главное, чтобы не очень выпендривался. А для этого уровень образования должен быть минимально возможным.
burger

 
Сообщения: 1404
Зарегистрирован: Вт апр 22, 2008 12:45 pm

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Akvinat » Ср июн 18, 2008 7:37 pm

Maрихуана писал(а):Можно, я не буду читать ссылки? :oops: Спасибо :)
Я полностью согласна с Бюргером по поводу классики в школе. Основная задача - знать о чем речь и уметь отвечать на вопросы учителя. Я в старших классах так насобачилась, что умудрялась правильно отвечать, практически не читая произведения. А уж если бы тогда в моём распоряжении был интернет с его краткими пересказами... :roll: Хотя, если подумать - это мощный навык, который здорово пригождается мне по жизни :D
Хуже другое - школа привила мне стойкое отвращение к русской классике :( На ура прошли только Пушкин и Толстой ("Войну и мир" читала 3 раза :crazy: )
Остальных авторов из школьной программы если и открывала потом, то до конца редко дочитывала. Это уже на подкорке. Зато зарубежная классика отлично читается, хорошо, что ее в школе не преподают!

Итак, благодаря тому, что Мари не читала ссылки, на её мнение не мог повлиять текст статьи. :crazy:

А говорится в нём в том числе и об этом:

Высокий процент двоечников среди сдававших в первый раз ЕГЭ по литературе - свыше 25% - оказался сенсацией. ...
А между тем если что и было в этих результатах сенсационного, то только сама эта сенсация: для тех, кто работает с детьми, четверть неудовлетворительных оценок должна показаться результатом еще слишком оптимистичным и свидетельствует об одном - в борьбе с проверяющим и контролирующим начальством наши школьники преуспели.
...............
Что проверяет ЕГЭ? Прежде всего - на это направлена тестовая система - факт знакомства с литературными произведениями, включенными в программу. Ну и что, является ли новостью то, что четверть школьников совершенно их не читает?

Таким образом, Мари согласна в этом вопросе не только с Бюргером, но и с автором статьи. :P
Аватара пользователя
Akvinat
Site Admin
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 12:00 am
Тип: Chordata
Пол: gentleman
Срок эксплуатации: 0

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Terrin » Ср июн 18, 2008 7:38 pm

Maрихуана писал(а):
Terrin писал(а):Предлагаю не повторять тривиальные аргументы - это скучно.
Кому? :roll:

Всем.
"Старые мосты могут еще пригодиться. Лучше сжечь старые грабли."
Аватара пользователя
Terrin

 
Сообщения: 6297
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 12:21 am
Откуда: Москва - Chicago
Тип: Штирлиц; ФВЭЛ
Пол: lady
Срок эксплуатации: 33

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Akvinat » Ср июн 18, 2008 7:41 pm

В моём случае, как и в случае Мари, результатом изучения русской классики в школе стало поверхностное знание и стойкое отвращение.

Я, помнится, умудрился получить пятёрку, не читав "Евгения Онегина". А что тут сложного? Образ Онегина - Образ Татьяны - пара слов о "лишних людях" и передовой русской молодёжи времён Пушкина. И до недавнего времени я был убеждён, что "Я к вам пишу - чего же боле" - строка из письма Онегина Татьяне, а никак не наоборот. :crazy:
И если мне нравятся "Маленькие Трагедии" Пушкина - то это потому, что по счастливой случайности мы их в школе не проходили.
Аватара пользователя
Akvinat
Site Admin
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 12:00 am
Тип: Chordata
Пол: gentleman
Срок эксплуатации: 0

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Terrin » Ср июн 18, 2008 7:44 pm

burger писал(а):Честно говоря, подумал, может быть я действительно разучился читать? И перечитал выложенную статью еще раз. С бумагой и карандашом. Чего же я в статье не заметил?

1) мысль о том, что язык связан с патриотизмом не нравится автору. Неплохо было бы ему задуматься о том, почему в отделившихся республиках СССР одним из первых декретов было провозглашение родного языка государственным и гонения на язык русский? По недомыслию?
2) Анализ результатов ЕГЭ приводит автора к мысли, что 25% двоек по литературе мало. На самом деле нечитающих больше. Я не преподавал литературы. Но я знаю и могу экспертно сравнивать текущую успеваемость и результаты по ЕГЭ по техническим предметам. И могу утверждать, что ЕГЭ не отражает знаний, а главное умений испытуемых. Идет глобальное усреднение. Большинство получает оценку три. Вполне недостаточную для поступления в ВУЗ. И вполне достаточную для поступления в вооруженные силы. Умения глубоко мыслить, вообще говоря, для сдачи ЕГЭ не требуется. Возможность списать существенно больше.
3) Автор не верит, что предыдущее поколение хорошо знало русскую литературу. Видимо, чтобы сделать вывод о том, "а судьи кто"? Я уже говорил, что преподавание классики считаю не самым оптимальным. Но нам её преподавали. И, не смотря на то, что оставило это преподавание разные осадки, мы более-менее знаем о своей литературной истории.
4) Мысль о том, что для защиты родины вполне достаточно быть безграмотным патриотом, меня честно говоря шокировала. А еще были штрафные батальоны...
5) Очень серьезный выпад делает автор в сторону общего образования. Он считает, что школа не обязана быть однородной. Другими словами, нечего учить всех хорошо. Достаточно обучить грамотности и к станку. Уже на этом этапе мне стала мерещится заказанность этой статьи.
6) Автор обвиняет противников ЕГЭ в тоске по культурной атмосфере СССР. Считает, что в той атмосфере настоящая культура задыхалась. После этого пассажа я отложил в сторону карандаш. Мне трудно читать злобствующих филологов. По моему скромному мнению уровень культуры в СССР был очень высок. Отсутствие авангардистских культурных срезов в СССР не являляется, с моей колокольни, достаточным основанием для вывода о сравнительно более высокой развитости культуры в сегодняшней России.

И уж, конечно, если остатки культуры в школах еще преподают, то делают это старые советские еще кадры. По советским еще методическим программам. Никакая молодежь не идет учить детей за совсем небольшие деньги, предлагаемые государством. А уж если идет, то с таким опломбом и озлобленностью за неудачно сложившуюся жизнь, что бедные дети... И автор рассматриваемой статьи подводит теоретическую базу под эту практику. Зачем тратить деньги, если русское для русских совершенно не обязательно? В конце концов, действительно, какая разница, кто будет работать на стройке - русский или узбек? Главное, чтобы не очень выпендривался. А для этого уровень образования должен быть минимально возможным.

Ну вот, тут уже есть, на что возразить. Я этим займусь, когда на работе перерыв выдастся.
"Старые мосты могут еще пригодиться. Лучше сжечь старые грабли."
Аватара пользователя
Terrin

 
Сообщения: 6297
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 12:21 am
Откуда: Москва - Chicago
Тип: Штирлиц; ФВЭЛ
Пол: lady
Срок эксплуатации: 33

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Maрихуана » Ср июн 18, 2008 7:47 pm

Terrin писал(а):
Maрихуана писал(а):
Terrin писал(а):Предлагаю не повторять тривиальные аргументы - это скучно.
Кому? :roll:

Всем.

Ты - это все? :D
Maрихуана

 
Сообщения: 4130
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 11:00 am

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Terrin » Ср июн 18, 2008 7:49 pm

Нет, все - это все участники форума (включая меня). В том числе те, кто когда-то предлагали ввести соответствующее правило :twisted:
"Старые мосты могут еще пригодиться. Лучше сжечь старые грабли."
Аватара пользователя
Terrin

 
Сообщения: 6297
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 12:21 am
Откуда: Москва - Chicago
Тип: Штирлиц; ФВЭЛ
Пол: lady
Срок эксплуатации: 33

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Akvinat » Ср июн 18, 2008 7:53 pm

Ругаццо будете? :roll:
Аватара пользователя
Akvinat
Site Admin
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 12:00 am
Тип: Chordata
Пол: gentleman
Срок эксплуатации: 0

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Maрихуана » Ср июн 18, 2008 7:57 pm

Terrin писал(а):Нет, все - это все участники форума (включая меня). В том числе те, кто когда-то предлагали ввести соответствующее правило :twisted:

Мне не скучно, значит уже не все участники форума ;) Тебе скучно, потому что ты эту тему в ЖЖ уже обсуждала. Но я то в том обсуждении участия не принимала :P
Maрихуана

 
Сообщения: 4130
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 11:00 am

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Maрихуана » Ср июн 18, 2008 7:58 pm

Akvinat писал(а):Ругаццо будете? :roll:

С тобой? А уже пора? :roll:
Maрихуана

 
Сообщения: 4130
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 11:00 am

След.

Вернуться в ИЗЯЧНЫЙ САЛОН

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2