Статья о преподавании литературы в школе

Обсуждение литературы, музыки, живописи, искусства, фотографии, личное творчество.
Изба-читальня
No one here gets out alive - оптимистичные беседы о музыке.

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Istanaro » Пт июн 12, 2009 2:15 am

Понятно, что на всех не угодишь. Но... в том и дело, что литература -- это как бы "все цели в одном флаконе". Впрочем, я все чаще чувствую, что надо расширить возможность выбора -- кстати, в американских университетах фантастику изучают так же, как и другие литературные жанры.

Но победили мы,
Нет больше в мире тьмы
И Саурона нет,
И миром правит свет!
Аватара пользователя
Istanaro

 
Сообщения: 336
Зарегистрирован: Ср фев 18, 2009 5:32 pm
Тип: ДК ЭВЛФ
Пол: gentleman
Срок эксплуатации: 38

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Mirai » Пт июн 12, 2009 9:07 am

Да просто нужно побольше времени уделять свободному чтению. А то весь выбор: какое стихотворение данного поэта выучить и какой рассказ о войне прочитать перед 9 мая. А про другие книги говорили только на первом уроке в году: отчет по летнему чтению. Можно же в течение всего уч. года периодически просить рассказать о книгах, которые читают. Сочинения по ним задавать и всякие другие задания.
Аватара пользователя
Mirai

 
Сообщения: 274
Зарегистрирован: Пн май 18, 2009 1:21 pm
Тип: ИЛЭ, ЭВЛФ
Пол: lady

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Наталья Ромодина » Пт июн 12, 2009 1:01 pm

Я бы предложила в идеале поменять вообще всю систему литературного образования.
Известно, что лучше всего запоминается то, что ты делал сам, самостоятельно, при этом получая букет положительных эмоций.
Это может быть какая-то инсценировка, с музыкой, со стихами, это может быть "суд" над литературным героем (хотя такая форма и кажется тупой и бессмысленной, что-то хорошее и в ней есть). Я была как-то на открытом уроке у Н.А. Воропаевой. Там всё было очень зрелищно в плане использования творческих способностей детей. Они делали костюмы, плакаты, представляли себя в роли лит. героев. Короче, масса моментов для пускания пыли в глаза. НО. При всём том цель урока - научить детей индивидуальной, групповой и сравнительной характеристике - выполнялась чётко и неуклонно. Я была в восторге. Я до сих пор помню. Думаю, что и бывшие дети (это было в 2000 г.) тоже. Мне понравилась связь между произведениями: "Горе от ума", "Евгений Онегин", даже "Война и мир" (урок был в 9-м, а не в 10-м), которую проводила учительница. И плюс к тому - москвоведение, ведь все эти произведения так или иначе касаются темы Москвы, родного города этих детей.
Наталья Ромодина

 
Сообщения: 379
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 1:59 pm
Тип: СЭЭ(?), ВЭФЛ
Пол: lady
Срок эксплуатации: 0

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение burger » Пт июн 12, 2009 2:10 pm

Задумался

В чем смысл чтения?

в получении информации? Но литература тут очень слабо выступает. Нет никакой информационной составляющей в изучаемых произведениях.

в воспитании морали? Сначала было бы неплохо понять какой именно стоит воспитывать. И уж тем более, способствует ли изучаемая литература этой цели. Тогда бы уж с Библии начинать, что ли, и с произведений классиков философии.

в научении творчеству? А зачем литературное творчество современному человеку? В подавляющем большинстве, имею я в виду. есть литературный институт для желающих.

в привитии грамотности. Не получается. Во-первых, этому учат на уроках языка. Во-вторых, многие произведения и сами условно-грамотно написаны.

Таким образом, простой логический анализ показывает бессмысленность уроков литературы в школе. :nez-nayu:

Жду оппонентов. :-):
burger

 
Сообщения: 1404
Зарегистрирован: Вт апр 22, 2008 12:45 pm

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Terrin » Пт июн 12, 2009 7:27 pm

Наталья Ромодина писал(а):Я бы предложила в идеале поменять вообще всю систему литературного образования.
Известно, что лучше всего запоминается то, что ты делал сам, самостоятельно, при этом получая букет положительных эмоций.
Это может быть какая-то инсценировка, с музыкой, со стихами, это может быть "суд" над литературным героем (хотя такая форма и кажется тупой и бессмысленной, что-то хорошее и в ней есть). Я была как-то на открытом уроке у Н.А. Воропаевой. Там всё было очень зрелищно в плане использования творческих способностей детей. Они делали костюмы, плакаты, представляли себя в роли лит. героев. Короче, масса моментов для пускания пыли в глаза.

У вас ведь ЧЭ в ценностях :-): А для меня бы такое изучение литературы стало бы сущей мукой. Я ненавижу всякое пускание пыли в глаза, плакаты, инсценировки и т.п. Эмоция третья, поэтому ЧЭ по самоощущению практически болевая. И нас, таких нелюбителей балагана, вообще-то довольно много.
"Старые мосты могут еще пригодиться. Лучше сжечь старые грабли."
Аватара пользователя
Terrin

 
Сообщения: 6297
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 12:21 am
Откуда: Москва - Chicago
Тип: Штирлиц; ФВЭЛ
Пол: lady
Срок эксплуатации: 33

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Istanaro » Сб июн 13, 2009 1:45 am

Про положительные эмоции -- не лишено смысла. Может, и это тоже решение.

Но победили мы,
Нет больше в мире тьмы
И Саурона нет,
И миром правит свет!
Аватара пользователя
Istanaro

 
Сообщения: 336
Зарегистрирован: Ср фев 18, 2009 5:32 pm
Тип: ДК ЭВЛФ
Пол: gentleman
Срок эксплуатации: 38

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Янкраш » Сб июн 13, 2009 9:36 pm

Terrin писал(а):...А для меня бы такое изучение литературы стало бы сущей мукой. Я ненавижу всякое пускание пыли в глаза, плакаты, инсценировки и т.п. Эмоция третья, поэтому ЧЭ по самоощущению практически болевая. И нас, таких нелюбителей балагана, вообще-то довольно много.

:a_g_a: :a_g_a: :a_g_a:
Хотя у меня формально 1Э (довольно специфически выраженная и успешно ликвидирующая саму себя :D ), отношение к описанному ровно то же, а когдатошние школьные утренники, постановки, инсценировки, всяческую самодеятельность либо избегал изо всех сил (например, отмечался на утреннике, потом тихо сваливал и до упора ныкался в школьном подвале, где ко мне со временем стали присоединяться такие же ценители в большом количестве - из-за чего нас всех и накрыли как-то :) ) , либо, если совсем никуда не деться, старался - по 1Э, ага - вложить в инсценировку столько непредусмотренного своего, чтоб меня в следующий раз умоляли не участвовать в этом :ps_ih:
Играл я как-то раз в таком литературном спектакле роль Тургенева :D И ведь честно предупреждал - не хочу, не буду, оставьте в покое, ненавижу эти демократические ляжки (с) - пригрозили административным ресурсом, заставили, сказали, что все остальные похожи на Тургенева еще меньше чем я, так что вперед на сцену.....

Завуч, которая это всё организовывала, после спектакля уволилась :oops: :oops: :oops: :oops: :oops:
Аватара пользователя
Янкраш

 
Сообщения: 2235
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 4:06 pm
Тип: ИЭЭ-УСН-ПНБВ-БДСМ %)
Срок эксплуатации: 0

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Наталья Ромодина » Пн июн 15, 2009 11:47 am

burger писал(а):Задумался

В чем смысл чтения?

в получении информации? Но литература тут очень слабо выступает. Нет никакой информационной составляющей в изучаемых произведениях.

в воспитании морали? Сначала было бы неплохо понять какой именно стоит воспитывать. И уж тем более, способствует ли изучаемая литература этой цели. Тогда бы уж с Библии начинать, что ли, и с произведений классиков философии.

в научении творчеству? А зачем литературное творчество современному человеку? В подавляющем большинстве, имею я в виду. есть литературный институт для желающих.

в привитии грамотности. Не получается. Во-первых, этому учат на уроках языка. Во-вторых, многие произведения и сами условно-грамотно написаны.

Таким образом, простой логический анализ показывает бессмысленность уроков литературы в школе. :nez-nayu:

Жду оппонентов. :-):


Ну, хорошо. Информацию о жизни в далёкие времена я лично из книг получала. "Время - начинаю про Ленина рассказ" - из истории партии ничего не помню, из Маяковского помню. И не только о жизни и о временах, но и о всяких технологиях, о жизни природы и о других разных вещах. Особенно в детстве много читала и много нового узнавала.
Если фишка в "изучаемых произведениях" - то тоже можно поискать информационное зерно в программных книгах. Правда, информация из программных произведений зачастую лишняя, вредная и мешающая жить и правильно оценивать действительность. :-(

Насчёт Библии согласна. О русской классике. "Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека" (Белинский о Пушкине) "Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина" - об эмоциональном воспитании тоже Белинский. Мне лично это важно и нужно.

Не творчеству как таковому надо учить, а читательскому сотворчеству. Литература - это искусство слова, которое призвано нести не столько информацию, сколько эмоционально воздействовать на читателя. Если читатель говорит: "Зачем про это читать, этого не было, это всё выдумки?" - такой читатель не понимает специфики литературы как искусства. Если читатель считает, что всё, что написано в книге, было в точности на самом деле, - такой читатель тоже не подготовлен к восприятию литературы как искусства. Чем профессиональнее читатель, тем нужнее ему литература, тем больше он почерпнёт в произведении. Я не думаю, что обязательно всем впаривать историко-литературный процесс, но научить специфике литературной формы, художественного содержания нужно, чтобы читатель получал удовольствие от чтения. Дело ещё и в том, что наша культура, как ни крути, литературоцентричная, и отказываясь от этого центра, мы теряем в своей сути, пустота заполняется чуждой сутью, и мы можем культурно исчезнуть. С точки зрения постмодернизма - ну и что, ничто не ценно. А с нашей-то как?

Грамотность - это не только орфография-пунктуация, подлежащее-сказуемое, это и чувство языка, и владение им, и умение высказать свою точку зрения так, чтобы тебя поняли, и воздействовать на собеседника в нужную тебе сторону. А для этого чужие образцы тоже могут служить подспорьем. Что такое "условно-грамотные"? Написанные и напечатанные до 1956 года (года принятия нынешних правил)?

Но для достижения всего этого хорошего уроки литературы, тем более в том виде, каковы они сейчас, не обязательны. Воспитание читателя, эмоциональный ликбез, уроки морали на примере литературных текстов - всё это лучше всего делать в семье. Но родителям надо вначале привить навыки вот такого воспитания при помощи книг. Замкнутый круг получается... :ne_vi_del:
Наталья Ромодина

 
Сообщения: 379
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 1:59 pm
Тип: СЭЭ(?), ВЭФЛ
Пол: lady
Срок эксплуатации: 0

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Наталья Ромодина » Пн июн 15, 2009 11:51 am

Terrin писал(а):
Наталья Ромодина писал(а):Я бы предложила в идеале поменять вообще всю систему литературного образования.
Известно, что лучше всего запоминается то, что ты делал сам, самостоятельно, при этом получая букет положительных эмоций.
Это может быть какая-то инсценировка, с музыкой, со стихами, это может быть "суд" над литературным героем (хотя такая форма и кажется тупой и бессмысленной, что-то хорошее и в ней есть). Я была как-то на открытом уроке у Н.А. Воропаевой. Там всё было очень зрелищно в плане использования творческих способностей детей. Они делали костюмы, плакаты, представляли себя в роли лит. героев. Короче, масса моментов для пускания пыли в глаза.

У вас ведь ЧЭ в ценностях :-): А для меня бы такое изучение литературы стало бы сущей мукой. Я ненавижу всякое пускание пыли в глаза, плакаты, инсценировки и т.п. Эмоция третья, поэтому ЧЭ по самоощущению практически болевая. И нас, таких нелюбителей балагана, вообще-то довольно много.

Istanaro писал(а):Про положительные эмоции -- не лишено смысла. Может, и это тоже решение.


Все эти инсценировки, во-первых, должны быть добровольными и психологически грамотно организованными.
Во-вторых, Istanaro правильно уловил мысль: эмоции должны быть только положительными! Как их добиваться - способов можно наискать много! Пусть и не балаган.
С другой стороны, неужели кому-то интереснее сидеть писать какой-нибудь цитатный план или конспект критической статьи, слушать чужой нудный доклад, чем поразвлекаться на уроке? Это кому же (в смысле ТИМов)? :Search:
Наталья Ромодина

 
Сообщения: 379
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 1:59 pm
Тип: СЭЭ(?), ВЭФЛ
Пол: lady
Срок эксплуатации: 0

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение BiJou » Пн июн 15, 2009 11:59 am

Наталья Ромодина писал(а):Во-вторых, Istanaro правильно уловил мысль: эмоции должны быть только положительными! Как их добиваться - способов можно наискать много! Пусть и не балаган.
С другой стороны, неужели кому-то интереснее сидеть писать какой-нибудь цитатный план или конспект критической статьи, слушать чужой нудный доклад, чем поразвлекаться на уроке? Это кому же (в смысле ТИМов)? :Search:


Ну почему же. Просто театр - не единственная форма творческого самовыражения. Например, кому-то может быть интереснее выразить себя в письменном творчестве. Или в свободной дискуссии.
А во всяких балаганах и инсценировках я тоже никогда участвовать не любила, в школе особенно.
Аватара пользователя
BiJou

 
Сообщения: 5728
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 12:43 am
Тип: хордовые
Пол: lady
Срок эксплуатации: 0

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение BiJou » Пн июн 15, 2009 12:00 pm

Янкраш писал(а):
Завуч, которая это всё организовывала, после спектакля уволилась :oops: :oops: :oops: :oops: :oops:


Что ж ты сделал такого на сцене? :lol:
Аватара пользователя
BiJou

 
Сообщения: 5728
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 12:43 am
Тип: хордовые
Пол: lady
Срок эксплуатации: 0

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение BiJou » Вт июн 16, 2009 12:14 pm

burger писал(а):Задумался

В чем смысл чтения?


Я думаю, смысл чтения лежит примерно в той же области, что и смысл писательского творчества. Умение выражать себя словами, и не только себя, а более широкие и глубокие вещи - это один из аспектов мышления человека разумного. За это, кажется, даже какие-то доли мозга отвечают.
Аватара пользователя
BiJou

 
Сообщения: 5728
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 12:43 am
Тип: хордовые
Пол: lady
Срок эксплуатации: 0

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Наталья Ромодина » Вт июн 16, 2009 11:11 pm

BiJou писал(а):Просто театр - не единственная форма творческого самовыражения. Например, кому-то может быть интереснее выразить себя в письменном творчестве. Или в свободной дискуссии.
А во всяких балаганах и инсценировках я тоже никогда участвовать не любила, в школе особенно.

Будем считать, что под "инсценировками" я имела в виду любое творчество, в том числе и творческую дискуссию, когда ты не повторяешь чужие мысли, а высказываешь и формируешь свои, обсуждаешь то, что тебе интересно, применительно к изучаемому произведению.
Наталья Ромодина

 
Сообщения: 379
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 1:59 pm
Тип: СЭЭ(?), ВЭФЛ
Пол: lady
Срок эксплуатации: 0

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Янкраш » Ср июн 17, 2009 7:54 pm

BiJou писал(а):
Янкраш писал(а):
Завуч, которая это всё организовывала, после спектакля уволилась :oops: :oops: :oops: :oops: :oops:


Что ж ты сделал такого на сцене? :lol:

Ничего особенного :oops: :oops: :oops: О чем при разборе полетов сообщил столько раз, что и сам поверил :D

Я сразу сказал завучу, которая всё это (включая, по традиции немецкой спецшколы, приглашение гостей из ГДР для обмена опытом :men: ) организовывала - что не хочу и не буду, что это типа-добровольная самодеятельность, а мне она неинтересна и скучна. Она объяснила, что все участвуют столь же добровольно, сколь и я, а если мне будет скучно - она разрешает мне, сделав всё, что от меня требуется, чем-нибудь себя развлечь :ps_ih: Зря она это сказала при свидетелях :D

Я честно ее послушался :oops: Я играл Тургенева - в начале и конце спектакля говорил авторский текст, сидя за столиком у сцены и вроде как записывая то, что говорю, в большую тетрадь, я Тургенев, я творю :D Я принес из дома большое лебединое перо для письма :oops: (у меня их было много, для родной школы не жалко :) ) Произнес, скрипя по бумаге пером, что положено - а потом пошло действие, а я должен был сидеть на месте до своей финальной реплики. И мне, как я и обещал, стало скучно :oops: А разрешение себя развлечь было мне официально дано :oops:

Я решил развлечь себя посредством лебединого пера... :) Достал специально собранный пенальчик :oops: Сначала тихо извлек оттуда рулетку и измерил длину пера, цифра показалась сомнительной - я размотал рулетку, измерил с другой стороны, измерил толщину, достал из пенала калькулятор, посчитал, нахмурился, достал маленькие ножницы, отрезал кусочек, снова измерил со всех сторон, посчитал, всё сошлось, улыбнулся, увидел, что от измерений перо растрепалось, загрустил, достал расческу, долго его причесывал, то, что не удалось причесать, подстриг, порадовался, увидел, что края загрязнились, загрустил, достал замазку, подкрасил края, посмотрел на свет, порадовался, подумал, что теперь результаты измерений могут измениться, загрустил, занервничал, достал рулетку........
А под конец спектакля подумал, что писать одним и тем же пером дважды классик не будет, и стал из пера делать другое перо: причесал его против шерсти, отрезал кончик, обстриг другую сторону, так что кончиком стала она, еще раз причесал, всё это время, онечно, измеряя его и записывая результаты - после чего как раз пришло время говорить финальные реплики, и я их сказал, поскрипывая пером по бумаге, и хотел полезть за рулеткой, но этого уже не требовалось.... :smu:sche_nie: :smu:sche_nie: :smu:sche_nie:

Потом был разбор полетов, меня поддержали гости из ГДР, которые благодарили меня за талантливую игру, другие актеры и часть учителей, этой самодеятельностью давно достанных и напоминавших завучу про ее совет мне развлечься, коий я и реализовал, завуч сказала, что либо выгоняют меня, либо уходит она, меня не выгнали, а тут еще немцы, которые всё это дело снимали на кинокамеру, показали пленку в других школах, было много шума, завуч ушла, фсё :smu:sche_nie: :smu:sche_nie: :smu:sche_nie:

*я вобче толерантен и незлобив... кроме тех случаев, когда меня пытаются заставлять, ага :smu:sche_nie: *
Аватара пользователя
Янкраш

 
Сообщения: 2235
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 4:06 pm
Тип: ИЭЭ-УСН-ПНБВ-БДСМ %)
Срок эксплуатации: 0

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Наталья Ромодина » Ср июн 17, 2009 8:59 pm

Янкраш
Супер! Живая жизнь на сцене всегда привлекает зрителей! ;;-)))
С индивидуалистической точки зрения ("скучно!") всё правильно. Но с точки зрения общего дела - не фонтан.
Хотя, может быть, такая выходка дала понять учителям, что не стоит так проводить мероприятия. :-):
Наталья Ромодина

 
Сообщения: 379
Зарегистрирован: Ср май 20, 2009 1:59 pm
Тип: СЭЭ(?), ВЭФЛ
Пол: lady
Срок эксплуатации: 0

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Янкраш » Ср июн 17, 2009 9:55 pm

Наталья Ромодина писал(а):Янкраш
Супер! Живая жизнь на сцене всегда привлекает зрителей! ;;-)))

:) :) :)
С индивидуалистической точки зрения ("скучно!") всё правильно.

Я индивидуалист, угумс :smu:sche_nie: Но первично было не "скучно", а факт принуждения :) Если б о том же самом попросил уважаемый мной человек - я бы безупречно исполнил всё необходимое независимо от собственного отношения к, такое бывало многократно :)
Но с точки зрения общего дела - не фонтан.

Имхо, "общее дело" подразумевает добровольность по определению :) Если я, например, пришел на форум и пишу на нем - мне в голову не придет заниматься провокациями, ибо как раз "общее дело", а если не нра - всегда могу уйти молча. А если меня заставили что-то делать под угрозой и/или давлением - это не "общее дело", а тюрьма, которая существует только для того, чтоб из нее всеми способами вырваться :nez-nayu:
Бонусом добавлю, что в данном случае большинство участников спектакля к нему относились ровно так же-написал выше об этом-и меня потом благодарили всячески :) Знал бы, что относятся по-другому - опять же переборол бы себя и без энтузиазма, но сделал требуемое :)
Хотя, может быть, такая выходка дала понять учителям, что не стоит так проводить мероприятия. :-):

Имхо, тогда и там они по-другому не умели :nez-nayu: Просто кто-то, не умея, и не пытался, а кто-то заблуждался, что умеет :D
Могу выложить как-нить текстик, написанный мной давным-давно по следам одного вполне рядового мероприятия :)
Аватара пользователя
Янкраш

 
Сообщения: 2235
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 4:06 pm
Тип: ИЭЭ-УСН-ПНБВ-БДСМ %)
Срок эксплуатации: 0

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Янкраш » Ср июн 17, 2009 10:02 pm

Кста, эта завуч прославилась фразой, адресованной младшеклассникам перед каким-то утренником и моментально ставшей крылатой:
-Дети, не шумим, тихо строимся в колонну по два и идём веселиться!
:) :) :)
Аватара пользователя
Янкраш

 
Сообщения: 2235
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 4:06 pm
Тип: ИЭЭ-УСН-ПНБВ-БДСМ %)
Срок эксплуатации: 0

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Тая » Ср июн 17, 2009 11:01 pm

...
имха
Аватара пользователя
Тая

 
Сообщения: 917
Зарегистрирован: Пн ноя 24, 2008 5:37 am
Тип: сли-флэв
Пол: lady
Срок эксплуатации: 0

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Lussie » Чт июн 18, 2009 9:28 pm

Янкраш писал(а):Кста, эта завуч прославилась фразой, адресованной младшеклассникам перед каким-то утренником и моментально ставшей крылатой:
-Дети, не шумим, тихо строимся в колонну по два и идём веселиться!
:) :) :)

Ага :) Как у Ильченко и Карцева: "Слушайте, дети, это интересно!" :D
You don't have a soul. You are a soul. You have a body.
Аватара пользователя
Lussie

 
Сообщения: 1417
Зарегистрирован: Пн май 19, 2008 10:06 pm
Тип: нордический
Пол: lady
Срок эксплуатации: 0

Re: Статья о преподавании литературы в школе

Сообщение Akvinat » Пн июн 22, 2009 4:07 am

Янкраш писал(а):Могу выложить как-нить текстик, написанный мной давным-давно по следам одного вполне рядового мероприятия :)

Ждём. :bra_vo:
Аватара пользователя
Akvinat
Site Admin
 
Сообщения: 1893
Зарегистрирован: Вс апр 13, 2008 12:00 am
Тип: Chordata
Пол: gentleman
Срок эксплуатации: 0

Пред.След.

Вернуться в ИЗЯЧНЫЙ САЛОН

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2